Крупная логистическая проблема доставки миллионов доз вакцин в охлажденном состоянии встанет в следующем году перед их производителями и транспортными компаниями, сообщает 18 сентября со ссылкой на представителей соответствующих отраслей газета The New York Times.
Издание отмечает, что хотя в США официального одобрения пока не получила ни одна вакцина, из трех, которые прошли третью фазу испытаний, две (одна производства Moderna и Национального института здоровья США, другая — совместного производства Pfizer и BioNTech) должны практически постоянно храниться в глубокой заморозке, поскольку не выдерживают оттаивания. При этом еще один потенциальный кандидат на одобрение — вакцина, разрабатываемая компанией AstraZeneca и Оксфордским университетом, должна храниться в охлажденном, но не замороженном состоянии.
Эта проблема в значительной степени касается даже не медицинских, а логистических компаний широкого профиля, которые и будут заниматься доставкой. Крупнейшие логистические компании США, включая UPS и FedEx, уже имеют сети морозильных камер, которые они используют для доставки скоропортящихся продуктов питания и медикаментов. У компаний есть опыт доставки вакцин от других заболеваний, в том числе от сезонного гриппа, но не в таком масштабе.
«Я никогда не видел ничего подобного раньше. Не было ничего настолько глобального по масштабу, — заявил руководитель отдела здравоохранения логистического гиганта UPS Уэс Уилер, добавив, что компания строит в городе Луисвилль американского штата Кентукки и в Нидерландах так называемые морозильные фермы, в которых рядами устанавливает вертикальные промышленные морозильные камеры.
Подобным же занимается сразу в нескольких американских городах компания FedEx, которая уже расширяла свои холодильные склады в 2009 году, когда американское правительство обращалось к ней за помощью в транспортировке вакцин против птичьего гриппа H1N1, который в итоге не распространился настолько глобально, насколько обещали тогда ученые.
В последующие годы FedEx расширила свои поставки морозильных камер и получила разрешение Федерального авиационного управления на увеличение объемов сухого льда, перевозимого самолетами компании. Необходимость получения специального разрешения объясняется тем, что когда сухой лед тает, он выделяет углекислый газ, что делает воздух на самолетах потенциально небезопасным для пилотов и экипажа.
Помимо установки дополнительных морозильных камер, поддерживающих температуру до минус 80 градусов Цельсия, FedEx размещает дополнительные прицепы-рефрижераторы в штатах Окленд, Калифорния, Даллас и Лос-Анджелес, планируя использовать их для вакцин, требующих охлаждения, а не заморозки.
«Спрос на это огромный, — отметил отвечающий в FedEx за связанное с вакцинами направление сын основателя компании Ричард Смит. — Мы знаем, что это будет очень значительный рынок». В этой же логике финансовые аналитики Citi ожидают роста акций в компании, о чем заявили в недавней записке, анализирующей будущее рынка транспортировки вакцин.
Отдельная проблема заключается в том, что международные карантинные меры косвенно повлияли на сокращение производства сухого льда, и он может стать дефицитным. Дело в том, что сухой лед производится из углекислого газа, который чаще всего образуется в качестве побочного продукта при производстве этанола. В свою очередь объем производства этанола напрямую зависит от спроса на бензин, который в период карантина сильно упал.
Третья связанная с транспортировкой проблема — необходимость использования специального стекла, которое выдержит длительное воздействие низких температур, а также не будет содержать примесей. Так, в начале 2020 года в министерство здравоохранения и социальных служб США с предупреждением о грядущей нехватке холодостойких стеклянных флаконов для замороженной вакцины обратилась американская компания-производитель стекла Corning.
При этом остается последняя проблема доставки вакцин до потребителя — их вряд ли можно будет хранить в аптеках на местах, поскольку те морозильными камерами обычно не оборудуются, а значит, будут вынуждены широко пользоваться услугами логистических компаний, что замедлит процесс.