Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев, комментируя предложение Депутата Госдумы Константина Слыщенко о доработке отраслевого законодательства, заявил, что системная работа властей совместно с участниками рынка позволит предотвратить нарушение температурных условий при транспортировке и хранении продовольственных товаров. Об этом нашему порталу рассказала пресс-служба организации.
Как сообщила нашему порталу пресс-служба АСОРПС, Депутат Госдумы, президент Национальной ассоциации цифровой экономики (НАЦЭ) Константин Слыщенко обратился к Председателю правительства России Михаилу Мишустину с просьбой усовершенствовать законодательство в области холодильных цепей в процессе оборота пищевой продукции. Комментируя данную инициативу, Президент АСОРПС Михаил Синев отметил большое значение совместной работы властей и отраслевых объединений.
«21 июля 2020 года вышел Указ президента об актуализации нацпроектов. Одной из целей на 2030 год стало сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Ключевой составляющей в этом направлении являются продукты питания. В этой связи АСОРПС как консолидирующая организация участников рынка продуктового сервиса считает необходимым ввести новый общественно-значимый результат (индикатор), который бы отслеживал возможности доступа к безопасным и качественным продуктам питания для каждого гражданина России. В конце июня этого года соответствующее предложение мы направили первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову. Системная работа правительства РФ совместно с участниками рынка позволит исключить нарушения температурных условий при транспортировке и хранении продовольственных товаров», - заявил президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синев.
В письме, направленном Константином Слыщенко в адрес Михаила Мишустина, парламентарий привел резолюцию прошедшего 23 июля селекторного совещания, в работе которого приняли участие отраслевые организации: АСОРПС, АО «НИИАС», АО «ГЛОНАСС», Технический комитет по стандартизации ТК 032 «Водный транспорт» и АГРОМАРКЕТ Групп. По мнению депутата, изменение законодательства поможет внедрить в отрасль новые цифровые технологии, а также будет способствовать созданию условий для выполнения требований в области продовольственной безопасности при хранении, транспортировке и реализации пищевой продукции.
В резолюции приводится перечень работ, которые необходимы для организации проверки изотермических вагонов и контейнеров на соответствие нормам Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов. Согласно новым правилам Минтранса, операторы должны провести эту процедуру до 1 января 2022 года. Однако, как отмечают отраслевые эксперты, на этом пути существует ряд серьезных преград, преодоление которых необходимо для развития отрасли. Так, по информации Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС), для освидетельствования всех изотермических вагонов и контейнеров требуется провести не менее 10-11 тысяч испытаний в специализированных климатических камерах. Суммарные издержки владельцев и операторов транспортных средств составят около 1 млрд рублей, и это без учета затрат на их доставку к месту проведения испытаний.
«Ранее в нашей стране освидетельствование изотермических вагонов и контейнеров в соответствии с нормами СПС не проводилось, что создает колоссальную нагрузку на владельцев и операторов, связанную с их первоначальными освидетельствованием. Проблема еще и в том, что в России отсутствуют специализированные климатические камеры с вводом железнодорожного пути для такого освидетельствования. Чтобы как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, с одной стороны, и не привести к разорению участников рынка, с другой, НИИАС предлагает разработать временный порядок освидетельствования и контроля эксплуатируемых изотермических вагонов и контейнеров. По нашим оценкам, это сделает процедуру в 10-15 раз дешевле», - поясняет старший научный сотрудник Лаборатории «Управление перевозками продовольственных и скоропортящихся грузов» АО «НИИАС» Денис Давыдов.
Михаилу Мишустину также были направлены предложения по созданию продуктовых аукционов, в том числе по реализации сельскохозяйственной продукции. Эксперты полагают, что это позволит контролировать цепи поставок с учетом требований холодильных цепей.
Напомним, 28 июня под контролем Россельхознадзора в тестовом режиме начались перевозки скоропортящихся грузов, позволяющие в онлайн-формате отслеживать состояние и местонахождение продукции. За логистику проекта отвечает центральный аппарат АСОРПС, а транспортировку продуктов проводит подопечный этой отраслевой организации — ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы».
Под непрерывной холодильной цепью (НХЦ) подразумевают совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся продуктов от момента и места их производства до момента и места их реализации.
Элеонора Ширинова